Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

голсуорси джон

Энциклопедический словарь

Го́лсуорси Джон (Galsworthy) (1867-1933), английский писатель. Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Патриций» (1911), «Фриленды» (1915) и др. В социально-психологических трилогиях о судьбах одной многочисленной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-21) и «Современная комедия» (1924-28) воссоздал панораму английского общества конца XIX - первой трети XX вв. В трилогии «Конец главы» (1931-33) - консервативные тенденции. Драмы (в том числе «Мёртвая хватка», 1920). В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. Нобелевская премия (1932).

* * *

ГОЛСУОРСИ Джон - ГО́ЛСУОРСИ (Galsworthy) Джон (1867-1933), английский писатель. Социально-бытовые романы «Остров фарисеев» (1904), «Петриций» (1911), «Фриленды» (1915) и др. В трилогиях о судьбах одной семьи «Сага о Форсайтах» (1906-1921) и «Современная комедия» (1924-1928) дал эпическую картину нравов буржуазной Англии конца 19 - 1-й трети 20 в. В трилогии «Конец главы» (1931-1933) проявились консервативные тенденции. Драмы. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. Нобелевская премия (1932).

* * *

ГОЛСУО́РСИ (Galsworthy) Джон (14 августа 1967, Кингстон-Хилл, графство Суррей - 31 января 1933, Гроув-Лодж, Хэмпстед), английский писатель. Первый президент Пен-клуба (см. ПЕН-КЛУБ) (1921), международной ассоциации литераторов. Награжден орденом «За заслуги» (1929), Нобелевская премия (1932).

Родился в семье состоятельного юриста. Окончил привилегированную школу в Хэрроу, изучал юриспруденцию в Оксфордском университете, но вопреки воле семьи не стал заниматься адвокатской практикой. Решение воспротивиться семейным традициям отчасти было подсказано пережитой будущим писателем личной драмой, которая нашла отголоски во многих его произведениях: романом с женой его двоюродного брата Адой, после долгих злоключений и страданий оставившей своего мужа и вышедшей замуж за Голсуорси. По окончании университета (1867) он в течение двух лет путешествовал. В 1890, совершая морское путешествие, познакомился с Дж. Конрадом (см. КОНРАД Джозеф), с которым сохранил дружеские отношения на долгие годы.

Литературный дебют

Дебют Голсуорси, сборник рассказов «Четыре ветра» («From the Four Winds»), состоялся в 1897, но впоследствии писатель, недовольный этой книгой, скупал и сжигал ее нераспроданные экземпляры. Настоящим началом своей литературной деятельности он считал книгу рассказов «Человек из Девона» («Man from Devon"», 1901), в котором впервые появляется один из представителей семейства Форсайтов, ставших основными героями зрелого творчества писателя. Его новеллистика отмечена глубоким психологизмом, лиричностью, нередко острой гротескностью, и представляет собой, как правило, этюды к масштабному полотну социальной жизни. Писатель создавал его, строго следуя традициям классического реализма, сыгравшим решающую роль в становлении его таланта.

Ранние произведения

Среди его ранних произведений выделяется роман-памфлет «Остров фарисеев» («The Island Pharisee», 1904, русский перевод - 1926), опубликованный под его настоящим именем (предыдущие четыре книги выходили под псевдонимом Джон Синджон - John Sinjohn). В романе поднималась одна из главенствующих тем всего его творчества: моральная черствость, которая приводит к деградации личности. Еще раньше, в 1900, был опубликован роман «Вилла Рубейн» («Villa Rubain», русский перевод - 1908), книга о жестокой судьбе художника, которого не понимает и не принимает буржуазное общество, - сюжет также имеющий в творчестве Голсуорси многочисленные творческие версии. Признание пришло к писателю в 1906, когда была поставлена его драма «Серебряная шкатулка» («The Silver Box», русский перевод - 1925).

Драматургия

Драматургия Голсуорси (свыше 30 пьес, собранных в издании «Collected Plays», 1930) в основном затрагивает социальную проблематику и нередко носит иллюстративный характер. Пьеса «Борьба» («Strife», 1909) непосредственно затрагивает классовые антагонизмы и проникнута сочувствием писателя к обездоленным и угнетенным. Постановка драмы «Справедливость» («Justice», 1910) вызвала бурную полемику, увенчанную парламентским актом, который способствовал улучшению содержания арестантов в тюрьмах. Его драмы, имевшие большой успех при первых постановках, были слишком тесно связаны со злобой дня и большей частью не пережили своего времени. Однако именно они принесли Голсуорси славу, упроченную его романами.

Литературное кредо

Собственное понимание писательского призвания Голсуорси изложил в ряде статей, среди которых особенно важны «Литература и жизнь» («Literature and Life», 1930) и «Создание характера в литературе» («Creation of Character in Literature», 1931). Задачей писателя он называет «стремление к правде». Отвергая веяния авангардистского и экспериментального искусства, Голсуорси назвал себя «безнадежно старомодным», так как по-прежнему дорожил уроками реалистической классики, прежде всего исключительно высоко ценимых им Тургенева и Толстого. В литературе его приоритетами оставались «стройность, отбор, форма и извлечение из жизни некой морали». В то же время ему были чужды влиятельные в его эпоху доктрины натурализма: творчество он понимал не как стремление к «научности» и достоверности, что сродни документу, но как способность создавать жизненно убедительные характеры и прослеживать всю сложную гамму отношений в обществе: частная судьба выявляется в соприкосновении с «огромным, бурлящим действом» действительности.

Форсайты

Эти принципы наиболее последовательно воплощены Голсуорси в «Саге о Форсайтах» («The Forsyte Saga», закончена в 1922, русский перевод - 1930, телесериал 1967), которая стала делом его жизни. Она включает романы «Собственник» («The Man of Property», 1906), «В петле» («In Chancery», 1920), «Сдается в наем» («То Let», 1921) и две интерлюдии, связывающие эти повествования. Второй цикл романов о Форсайтах носит общее заглавие «Современная комедия» («Modem Comedy») и также включает три романа: «Белая обезьяна» («The White Monkey», 1924). «Серебряная ложка» («The Silver Spoon», 1926), «Лебединая песня» («Swan Song», 1928) и две интерлюдии.

Основной конфликт этого эпического произведения определен в авторском предисловии. Изображая несколько десятилетий семейной хроники, Голсуорси постоянно возвращается к мотивам глубокого духовного разлада, когда на разных этических полюсах оказываются родные братья и дети восстают против отцов. Почва конфликта неизменна: забота о преумножении собственности и о ложно понятом общественном престиже порождает безликость бытия и уродует личность, бунтующую, но чаще всего в итоге смиряющуюся, когда она убеждается, что «удар молнии» - любовь, прикосновение к Красоте, ассоциирующейся с искусством, - не может переменить порядок вещей в мире. «Набеги Красоты и посягательства свободы на мир собственников» - главный сюжетный узел повествования. Действие развернуто на сломе эпох: конец викторианского века, (см. ВИКТОРИЯ (королева)) Первая мировая война, пропитанные радикализмом 1920-е гг.

Потомки строителя-подрядчика, Форсайты уверенно завоевывают для себя место в английской социальной иерархии, становясь столпами общества. Но этот успех достигнут ценой невосполнимых потерь. Фарисейство, сухой практицизм, кастовая спесь, рассудочность, убивающая живое чувство, - эти родовые черты передаются из поколения в поколение, пока на смену им не приходит по-своему столь же опустошительное равнодушие к традициям и заветам, жажда сиюминутного наслаждения. Иллюзорность достигнутого общественного положения и растраченная впустую жизнь незаурядных от природы людей, «нетипичных форсайтов» - оба эти мотива прошли через весь многотомный форсайтовский цикл, придавая ему единство тона и настроения. В интерлюдиях лирическая тема звучит особенно настойчиво, окрашивая драматизмом все повествование.

Летопись семьи становится и хроникой эпохи, очерчивается единая тема - банкротство определенного мироощущения, этики, социальной психологии, которое свидетельствует о глубине и значительности исторического перелома. Подобное художественное решение выглядело глубоко старомодным и неубедительным в глазах враждовавших с Голсуорси представителей модернистского направления - Д. Г. Лоренса (см. ЛОРЕНС Дэвид Герберт), В. Вулф (см. ВУЛФ Вирджиния). Однако оно достаточно органично для эстетики реализма 20 в.: эпос Голсуорси имеет несомненное сходство с произведениями Т. Манна (см. МАНН Томас) («Будденброки», 1900), Р. Мартена Дю Гара (см. МАРТЕН ДЮ ГАР) («Семья Ти6о», 1940), с другими книгами, ориентированными преимущественно на развитие традиций Бальзака и Толстого, понятых как непревзойденные живописцы социальной жизни.

Объективность Голсуорси в сочетании с тонкостью психологической нюансировки и богатством стилистики помогли ему воплотить в своей главной книге «долгую борьбу чувств, долгое унижение духа, долгую, трудную страсть и долгие усилия приучить себя к отупению и равнодушию», запечатлеть «жизнь со своим жаром, и холодом, и горечью».

В последние годы писатель создал третью трилогию «Конец главы» («End of the Chapter», 1934), включающую романы «Девушка ждет» («Maid in Waiting», 1931), «Цветущая пустыня» («Flowering Wilderness», 1932) и «Через реку» («Over the River», 1933). Будущее страны связывается в ней с другим более старым типом семьи, с «большим чувством традиции и долга, чем Форсайты». Обедневшими наследниками дворянского рода Чэреллов, дальних родственников Форсайтов, движет не инстинкт собственности, а «инстинкт служения» - атрибут сознания традиционного. Героиня трилогии с чисто английским чувством юмора, с прямым, но сдержанным характером приносит любовь в жертву долгу перед семьей, ради возрождения традиционного, укорененного в земле уклада жизни.

Подводя итог своему творческому пути, Голсуорси в лекции, которую готовился произнести при получении Нобелевской премии, задавался вопросом: «Я создал в книгах своего рода мир, но похож ли он на мир, в котором мы живем?»

Энциклопедия Кольера

ГОЛСУОРСИ Джон (Galsworthy, John) (1867-1933), английский прозаик и драматург. Родился 14 августа 1867 в Кингстон-Хилле (графство Суррей). Учился в Харроу-Скул и Нью-колледже Оксфордского университета, в 1889 получил степень бакалавра юриспруденции, в 1890 был принят в адвокатуру. Несколько лет провел в путешествиях, занимался адвокатской практикой. В 28 лет начал писать; свою первую книгу Под четырьмя ветрами (From the Four Winds) опубликовал в 1897. Романы Джослин (Jocelin, 1899) и Вилла Рубейн (Villa Rubein, 1900) издал под псевдонимом Джон Синджон (John Sinjohn). С первого же изданного под своим именем романа Остров фарисеев (The Island Pharisees, 1904) Голсуорси последовательно критиковал английское общество - романы Собственник (The Man of Property, 1906), Усадьба (The Country House, 1907), Братство (Fraternity, 1909) и Патриций (The Patrician, 1911). В них сатирически изображались нравы, мораль и убеждения коммерсантов, земельных собственников, художественной среды и правящей аристократии. Из числа романов, критикующих английскую жизнь, следует исключить Темный цветок (The Dark Flower, 1913), Фриленды (The Freelands, 1915), Сильнее смерти (Beyond, 1917) и Путь святого (Saint's Progress, 1919): в каждом затрагивается некая социальная проблема и, как правило, излагается история любви. Между 1906 и 1917 Голсуорси написал и поставил большинство своих пьес. Наиболее известны Серебряная коробка (The Silver Box, 1906), Борьба (Strife, 1909), Правосудие (Justice, 1910), Простофиля (The Pigeon, 1910), Беглая (The Fugitive, 1913), Толпа (The Mob, 1914) и Мертвая хватка (The Skin game, 1920). Как и в романах, в пьесах Голсуорси обличались конкретные язвы общества: бракоразводные законы, жестокое обращение с животными, скверная работа судебной машины, одиночное содержание заключенных, отправка бедняков в сумасшедшие дома по освидетельствовании одним-единственным врачом. В 1917 Голсуорси вернулся к Собственнику, в критическом отношении самому сильному своему роману, и, добавив к нему сначала интерлюдию Последнее лето Форсайта (Indian Summer of a Forsyte), затем В петле (In Chancery, 1920) и Сдается в наем (To Let, 1920), создал свою великую трилогию Сага о Форсайтах (The Forsyte Saga). За ней последовала вторая трилогия Современная комедия (A Modern Comedy), в которую вошли Белая обезьяна (The White Monkey, 1924), Серебряная ложка (The Silver Spoon, 1926) и Лебединая песнь (Swan Song, 1928). Сага о Форсайтах и Современная комедия - это история трех поколений типичной богатой семьи, эпопея английской жизни конца 19 - начала 20 вв. Последняя из трилогий Голсуорси - романы Девушка-друг (Maid in Waiting, 1931), Цветущая пустыня (Flowering Wilderness, 1932) и Через реку (One More River, 1933), повествует о следующем поколении британской верхушки. В ноябре 1932 Голсуорси стал лауреатом Нобелевской премии по литературе. В творчестве Голсуорси сочетаются импрессионизм и реализм, нравственная проповедь и гуманизм. Он глубоко чувствовал красоту жизни и одновременно был летописцем общества, озабоченным социальной несправедливостью. Умер Голсуорси в Хампстеде (Лондон) 31 января 1933.

ЛИТЕРАТУРА

Левидова И.М. Джон Голсуорси: Биобиблиографический указатель. М., 1957 Тугушева М. Джон Голсуорси. М., 1973 Голсуорси Д. Собрание сочинений, тт. 1-8. М., 1983 Дюпре К. Джон Голсуорси. М., 1986

Афоризмы

Голсуорси Джон (Galsworthy, John) (1867 - 1933)

Английский писатель. В литературной публицистике отстаивал принципы реализма. 1932 - лауреат Нобелевской премии по литературе.

Афоризмы, цитаты

Русский человек, во многих отношениях чрезвычайно привлекательный, неспособен остановиться на чем-то определенном. Поэтому он всегда был и, думается, всегда будет жертвой той или иной бюрократии.

Русский характер - это непрестанные приливы и отливы, и чисто русское словечко "Ничего!" хорошо выражает фатализм этих нескончаемых колебаний.

Для русского материальные ценности и принципы, за ними стоящие, значат слишком мало, а чувства и выражение их - слишком много.

Спасительной силой в нашем мире является спорт - над ним по-прежнему реет флаг оптимизма, здесь соблюдают правила и уважают противника независимо от того, на чьей стороне победа.

Русский характер, если можно говорить о нем как о чем-то едином в стране, населенной многими народами, практически безразличен к ценности времени и места; главное для него - чувства, а еще больше, пожалуй, - выражение чувств, так что он не успевает достигать своих целей до того, как новые волны чувств смывают их прочь.

Полезные сервисы